Как нас найти

Пн–пт 10–20:00 Сб–вс 11–18:00

АЮРВЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАРУШЕНИЮ ПСИХИКИ : САТВАВАДЖАЙА

В Аюрведе главной причиной заболеваний считается ошибка интеллекта. Болезни могут быть физическими и психическими по своей природе. Физические гуморы — Вата, Питта и Капха, являются основой физических болезней, а ментальные — раджас и тамас, являются причинными факторами психических расстройств. Физические заболевания лечатся в рамках логической теории элементов. Управление психическими гуморами осуществляется терапией 

Сатваваджая — это метод психотерапии Аюрведы. Джняна (знание), виджняна (аналитические знания), Дхайрья (сила воли для контроля над чувствами) Смрити (память) и Самадхи (медитация) являются ключевыми подходами метода Сатваваджайа по разрешению психологических проблем. 



1. ВИДЖНЯНА 
Применение концепции джняны возможно только для тех людей, которые имеют развитый интеллект. К обычным людям в случае «земных» психических проблем рекомендуется применять метод виджняна. Слово "виджняна" означает «критическое знание». В контексте психических расстройств необходим надлежащий анализ проблемы, чтобы помочь человеку исправить свою ошибку. Коррекция интеллектуальной ошибки для различения правильного и неправильного является виджняной. Хорошо структурированное консультирование является очень полезным для того, чтобы посмотреть на проблему с разных точек зрения и найти соответствующие меры для ее решения. Человек должен достичь понимания того, что у него всегда имеется свобода выбора между тремя вариантами, а именно, 1) сделать, 2) не делать или 3) сделать что-то другое. Это помогает человеку взглянуть на вопрос с разных точек зрения. В конце концов, поменяв точку зрения на проблему, человек может изменить свое отношение и найти подходящее решение. 
В приватной беседе врач должен выяснить наличие у пациента желания изменить ситуацию и достигнуть результата. Затем следует создать благоприятную атмосферу для свободного высказывания и обдумывания пациентом всех возможных вариантов решения проблемы с различных углов зрения на основе трех упомянутых выше вариантов. Наконец, врач должен помочь пациенту выбрать наиболее подходящее решение на основе собственной интуиции пациента. Тогда пациент сможет прийти к правильному и осознанному плану достижения цели и определить временные рамки реализации этого плана. 

2. ДЖНЯНА 
Джняна – это духовное консультирование с целью приобретения истинных знаний о человеческой природе на основе мудрости Упанишад и других философских источников. Путь Джняна- йоги дает истинное знание об индивидуальном сознании и его единстве с универсальным сознанием. Человек, который смог в полной мере осознать истину не-дуализма (адвайда), то есть единства между индивидуальным и универсальным сознанием, не может быть подвержен психическим расстройствам. Это знание помогает человеку избавиться от страха смерти, страха расставания с любимыми людьми, растворяет ненависть, гнев, жадность, печаль, ревность и зависть. В свою очередь, человек обретает уверенность в себе и любовь. 

3. ДХАЙРЬЯ 
Несмотря на то, что проблема может быть решена логически или философски, инстинктивное поведение не всегда соответствует принятому таким образом решению. Разум всегда ищет удовольствий, поэтому он привязан к органам чувств. В свою очередь, органы чувств притягивают к себе объекты. Однако, это дает только временное удовольствие. Если мы продолжаем искать все большего удовольствия, мы оказываемся в зависимости. Это приводит к изменениям поведения, таким, как переедание, недоедание, пристрастие к курению, злоупотребление сексом и алкоголем. Аюрведа считает, что неспособность контролировать сенсорные способности является одним из трех основных этиологических факторов развития соматических заболеваний и объясняет этио-патогенез психосоматических заболеваний. Дхарья – сила воли, позволяющая освободить ум от привязанности к чувственным объектам. В тексте Чарака самхита для контроля над сенсорными способностями предложена практика йоги. 

4. СМРИТИ 
При внимательном наблюдении за инстинктивным поведением человека можно проследить причины этого поведения, находящиеся в глубине подсознания. Оно может быть обусловлено, к примеру, нереализованными желаниями, в которых субъекту было когда-то отказано. Поведение может маскировать какие-то глубокие болезненные эмоции. Поведение также может развиться как результат впечатлений, полученных от перенесенных жизненных событий (кармапхала). С детства у нас накапливается много впечатлений, которые регистрируются в памяти с сопутствующими этим впечатлениям эмоциями. Существуют положительные и отрицательные впечатления. Эти впечатления, в основном, связаны с нашими родителями, близкими родственниками, друзьями и окружающей средой. Отрицательные впечатления маскируют истинную природу сознания. Хранящиеся в нашей эмоциональной памяти, они вызывают разнообразные психические проблемы - фобии, высокомерие, чувство вины, манию преследования, ощущение одиночества, тоску и пр. На самом деле это не может быть нашей истинной природой. Очищение от этих негативных эмоций возможно через технику смрити. Смрити означает память. Методы Смрити помогают углубиться в подсознание для того, чтобы получить настоящее осознание эмоциональной памяти. Понимание корневой причины эмоций растворяет их, чтобы создать новое впечатление. 

5. САМАДХИ 
В результате продолжающегося осознания эмоций человек избавляется от них - либо выразив эмоции, либо изменив отношение к своей проблеме. Это способствует глубокому расслаблению и успокоению ума. В классической йоге эта стадия достигается регулярными практиками пранаямы и пратьяхары. В этой стадии полного покоя легко достигается состояние «тишины» и отсутствия мыслей. Часто человек может испытывать кратковременные моменты самадхи. Это может быть предварительным этапом Самадхи. Даже такие короткие промежутки самадхи обладают мощной исцеляющей силой. Повторная практика техники Смрити очищает от негативных эмоций и впечатлений на уровне подсознания. Это создает ощущение такого полного спокойствия, что человек может достичь высших уровней Самадхи - состояния абсолютного счастья.

Использованы материалы авторской статьи профессора Аюрведы, доктора Дилипкумара К.В. Профессор Аюрведы.